19:33 9 нюансов о призовых розыгрышах | |
1. Правовая основа По Федеральному закону от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ «О лотереях», который определяет правовую основу государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, в том числе и стимулирующих, говорится: «Стимулирующая лотерея – лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (п.п. 2 ст. 3 ФЗ «О лотереях»). 2. Что признается стимулирующей лотереей В соответствии с содержанием подпункта 2 пункта 3 статьи 3 ФЗ «О лотереях» стимулирующей лотереей признается лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи. Понятие лотереи устанавливает пункт 1 статьи 2 ФЗ «О лотереях». Как следует из ФЗ «О лотереях», стимулирующая лотерея – это определенный вид лотереи, который соответствует всем признакам лотереи и подразумевает отсутствие платы за участие. Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормами, можно выделить следующие определяющие признаками лотереи: 1) мероприятие проводится в виде игры; 2) проводимая игра основана на риске; 3) наличие призового фонда; 4) случайное определение выигравших участников путем проведения розыгрыша. Получается, что в целом, стимулирующая лотерея – это игра, основанная на риске и проводимая в соответствии с договором, заключаемом в порядке, определяемом организатором. В соответствии с договором одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями игры. Право на участие в игре не связано с внесением платы, и призовой фонд формируется за счет средств организатора. Если говорить проще, то это игра, в которой организатор устанавливает правила и предоставляет призы, а участник выполняет правила и без внесения платы получает негарантированную возможность получения приза, причем эта возможность зависит от воли случая. Таким образом, сформулируем обязательные признаки стимулирующей лотереи: 1) участник не вносит платы за участие (сопутствующее приобретение товара не является платой за участие, так как цель продажи товара – получение прибыли в рамках обычной деятельности); 2) призовой фонд формируется за счет средств организатора; 3) между организатором и участником в порядке, определяемом организатором, заключается договор, в соответствии с которым организатор производит розыгрыш призов, а участник приобретает право на приз, если он будет признан победителем в соответствии с условиями лотереи; 4) участник розыгрыша рискует, подвергается случайности, результат проведения розыгрыша невозможно предопределить (фактор риска). 3. Понятие выигрыша Согласно п. 2 ст. 2 ФЗ «О лотереях» понятие выигрыша определяется как «часть призового фонда лотереи, определяемая согласно условиям лотереи, выплачиваемая в денежной форме участнику лотереи, передаваемая (в натуре) в собственность или предоставляемая участнику лотереи, признанному выигравшим в соответствии с условиями лотереи». 4. Понятие призового фонда Согласно п. 3 и п. 4 ст. 2 ФЗ «О лотереях» устанавливаются понятия призового фонда и розыгрыша лотереи: – призовой фонд лотереи – «совокупность денежных средств, иного имущества или услуг, предназначенных для выплаты, передачи или предоставления выигрышей согласно условиям лотереи»; – розыгрыш призового фонда лотереи – «процедура, которая проводится организатором лотереи или по его поручению оператором лотереи с использованием лотерейного оборудования, которая основана на принципе случайного определения выигрышей и с помощью которой определяются выигравшие участники лотереи и подлежащие выплате, передаче или предоставлению этим участникам выигрыши». 5. Договор между организатором и участником игры В свою очередь лотерея – игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи (п. 1 ст. 2 ФЗ «О лотереях»). В соответствии с Гражданским кодексом РФ отношения между организатором лотереи и ее участником основаны на договоре (п. 1 ст. 1063). В соответствии с законом договор между организатором и участником игр заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции или иного документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом (п. 1 ст. 2 ФЗ «О лотереях»). Таким образом, обязательная письменная форма договора не установлена, порядок его заключения устанавливается организатором. 6. Регламентирующие документы К документам регламентирующим отношения в области проведения стимулирующих акций относятся: 1. Гражданский кодекс Российской Федерации. 2. Федеральный закон от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ «О рекламе». 3. Федеральный закон от 11 ноября 2003 года № 138-ФЗ «О лотереях». 4. Федеральный закон от 08 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В п. 2 ст. 7 закона «О лотереях» сказано, что стимулирующая лотерея всегда связана с реализацией товара (услуги). Организатор формирует призовой фонд такой лотерей не за счет выручки от продажи билетов, а за счет собственных средств (ч. 2 п. 3 ст. 3 закона «О лотереях»). Для участников стимулирующая лотерея всегда бесплатна, но организатор такой лотереи имеет право требовать от участника совершения определенных действий (п. 1 ст. 16 закона «О лотереях»). Чаще всего условия стимулирующие лотереи обязывают участника приобрести у организатора товар (услугу). Таким образом, единственно возможная цель стимулирующей лотереи – это стимулирование продаж. То есть стимулирующая лотерея – это один из множества способов проведения рекламной акции (когда среди покупателей разыгрываются призы). Что прямо подтверждается в ст. 9 закона «О рекламе», которая относит стимулирующую лотерею к рекламе. 7. Ограничения и нововведения Примечательно, что 10 августа 2010 года, вступили в силу изменения к закону «О лотереях». Законодатель ввел ряд положений в лотерейное законодательство, которые предоставляют гослотереям серьезные преференции по сравнению с остальными игроками лотерейного бизнеса. Здесь, в первую очередь, удар был нанесен по рекламному рынку, так как возможности проведения розыгрышей стимулирующих лотерей теперь серьезно ограничены, а все лотереи, уведомление по которым было подано до 10.08.2010, должны были быть завершены до 2011 года. Раньше в законе «О лотереях» устанавливалось, что только государство обязано ежегодно публиковать отчет о проведении всероссийских государственных лотерей (п. 6 ст. 13 закона «О лотереях»). Теперь организатор стимулирующей лотереи обязан формировать и публиковать годовой отчет. Но законодатели не учли, что чаще всего стимулирующая лотерея – это краткосрочная акция. Средний срок проведения (от начала до вручения выигрышей) составляет порядка трех месяцев. Раньше у организатора подобной лотереи была обязанность отчета о проведении лотереи только по итогам проведения лотереи и по итогам каждого квартала, если срок проведения растягивался. Получается, что теперь у организаторов стимулирующих лотерей, срок которых составляет менее одного года, появилась дополнительная обязанность. Им необходимо формировать и, по всей видимости, предоставлять в уполномоченные органы, а затем публиковать в общем порядке еще и годовую отчетность. Кроме того, снято ограничение в выручке, передаваемой на формирование призового фонда. Раньше ч. 1 п. 1 ст. 10 закона «О лотереях» определяла, что размер призового фонда лотереи по отношению к выручке от проведения лотереи должен составлять не менее чем 50 %, но не более чем 80 %. Теперь верхнее ограничение снято. Организатор может направить на призовой фонд сколько угодно много средств, главное, чтобы эта сумма была не меньше 50 % от выручки. А также по новым правилам розыгрыш призового фонда тиражных лотерей должен проводиться не чаще, чем раз в двенадцать часов.Зародились эти изменения, по всей видимости, из желания ограничить возможности лже-лотерейных клубов, ибо, как показывает практика, чаще всего именно в них розыгрыши проводятся в режиме онлайн. Обычно лотерейщики разыгрывают призы не так часто, хотя и среди добросовестных лотерей встречаются случаи проведения более частых розыгрышей. Например, в стимулирующих лотереях «Магнат. Карта удовольствия каждый час!» (ООО «Инмарко») розыгрыши призов производились каждый час. Однако в любом случае изменения своей конечной цели не достигли, ибо никаких дублирующих изменений не внесено ни в определение тиражной лотереи (ч. 2 п. 2 ст. 3 закона «О лотереях»), ни в порядок проведения розыгрыша тиражной лотереи (ст. 18 закона «О лотереях»). А это значит, что сама тиражная лотерея может предусматривать более частые розыгрыши, а вот каждый экземпляр лотерейного оборудования должен использоваться только один раз в двенадцать часов. Получается, организатор, который хочет проводить более частые розыгрыши, может использовать несколько экземпляров оборудования, соблюдая при этом временное ограничение в отношении каждого из них. В итоге сложилось так, что законодатель порядок проведения розыгрышей не изменил, но неимоверно усложнил. Да и стоимость самого оборудования возрастет. Теперь даже самый простейший (с механизмом ручной прокрутки) лотерейный барабан необходимо оснащать какими-то автоматическими блокирующими устройствами. Также закон «О лотереях» (п. 5 ст. 18) раньше определял, что итоги розыгрыша каждого тиража должны публиковаться в средствах массовой информации. Теперь законодатель уточнил, что организатор дополнительно обязан размещать итоги розыгрышей и в Интернете. 8. Как провести без статуса «Стимулирующая лотерея» Нужно научиться сходу определять, может ли ваша акция попасть под «стимулирующую лотерею» и соответствующую ответственность или нет. Приведем пример. Не так давно финишировала рекламная акция, проводимая известным российским производителем косметических средств. Приз – победитель каждого месяца отправиться в увлекательную поездку в один из городов Европы. Условие участия в розыгрыше сводилось к следующему: вырезать купон из упаковки товара, заполнить анкету и отправить организатору, который определяет победителя. Но алгоритм определения победителя не был раскрыт. Проанализируем следующие пункты: – участник не вносит платы за участие – да; – призовой фонд формируется за счет средств организатора – да; – организатор определяет порядок заключения договора – да, для заключения договора участнику необходимо вырезать купон, заполнить анкету и отправить ее организатору; – фактор риска – да, только один участник получает приз. Таким образом, по данному анализу это стандартная тиражная стимулирующая лотерея. Но, к слову, таковой она заявлена не была. Но если ваша акция является стимулирующей лотерей, а вы таковой ее позиционировать не успели или не имели возможности – что делать? Эксперты здесь советую идти по одному из нижеперечисленных вариантов. Главная цель здесь – лишить рекламную акцию признаков стимулирующей лотереи. Один из таких способов – это проведения рекламной акции, связанной с выдачей призов на основе договора дарения. Когда абсолютно все участники, подавшие заявку на участие в акции, получают приз. У организатора рекламной акции существует возможность лавирования единственным признаком стимулирующей лотереи – фактором риска. В данном случае участник ничем не рискует, получение приза зависит не от «воли судьбы», а только от его физических усилий. Зачастую организаторы, желая привлечь более широкий круг участников, предлагают несколько вариантов призов и хорошо, если участник имеет возможность свободного выбора приза. Бывает так, что вид приза определяется путем розыгрыша (необходимо стереть защитный слой карточки, приз назначается программой, вытаскивается игроком из мешка и т. д.) – и снова нарушается хрупкая грань между обычной раздачей призов и стимулирующей лотереей. Уводя участника от случайности при получении приза, организатор вовлекает его в другой вид риска – теперь от воли случая зависит вид получаемого приза. Второй способ сводится к превращению рекламной акции в творческий конкурс. Кажется, это самый популярный способ ухода от стимулирующей лотереи. Рекламодатель предоставляет призы тем, кто лучше всего справился с творческим заданием (написал самое романтическое письмо, эффектнее всех рассказал о своей любви к товару, придумал самое оригинальное использование упаковки и т. д.). В данной ситуации участник по-прежнему рискует в вопросе получения приза, но конечный результат зависит уже не от случайности, а от его творческих способностей и предопределяется компетентным жюри. 9. Ответственность Для того чтобы понимать, кто конкретно в каком случае будет оштрафован за несоблюдение закона «О рекламе», необходимо оперировать следующими понятиями: Рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму. Рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. В зависимости от того, какую роль вы занимаете в каждом конкретном случае (являетесь ли вы рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем), вас могут привлечь к административной ответственности за нарушение различных норм. Организатору может закрасться в голову мысль – почему бы не провести стимулирующую лотерею представления уведомления, если негативные последствия могут и не наступить. Тем не менее ФЗ «О лотереях» декларирует, что лица, виновные в нарушении законодательства о лотерее, несут следующую ответственность: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Статья 14.27. Нарушение законодательства о лотереях 1. Проведение лотереи без полученного в установленном порядке разрешения или без направления в установленном порядке уведомления влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей. 2. Несвоевременное перечисление целевых отчислений от лотереи, а также их направление на иные цели, чем те, которые предусмотрены законодательством о лотереях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. 3. Отказ в выплате, передаче или предоставлении выигрыша, а также нарушение порядка и (или) сроков выплаты, передачи или предоставления выигрыша, предусмотренных условиями лотереи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. В соответствии со статьей 24 закона «О лотереях» уполномоченный орган выдает организатору лотереи предписание об устранении нарушений в связи с представлением организатором лотереи в указанный уполномоченный орган неполной или недостоверной информации. Уполномоченный орган также вправе обратиться с заявлением об отзыве действия стимулирующей лотереи с одновременным вынесением решения о приостановлении действия стимулирующей лотереи до вступления в законную силу решения суда (Приказ Минфина РФ от 9 августа 2004 г. N 66н) в случае нарушения организатором лотереи требований действующего законодательства Российской Федерации. Также следует учесть, что в том случае, когда уполномоченный орган – это налоговая инспекции, отсутствие отчета о стимулирующей лотереи может повлечь включение организатора лотереи в план проведения выездных проверок. Как минимум, руководитель организатора будет приглашен в налоговый орган для дачи пояснений. В соответствии со статьей 23 закона «О лотереях» ведение бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организатором лотереи (за исключением организатора лотереи, который выступает от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования) и оператором лотереи подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. Аудиторская проверка проводится в соответствии с законодательством РФ об аудиторской деятельности. Согласно новой редакции п. 3 ст. 21 закона «О лотереях» проверка соответствия лотерей их условиям будет теперь проводиться раз в 3 года. И это хороший повод, чтобы порадоваться. Не смотря на то что и раньше организаторов лотерей уполномоченные органы не особо тревожили (времени и сил на проведение проверок не хватало), в последнее время контролирующая функция стала нарастать, как минимум, в отношении всероссийских лотерей. | |
|
Всего комментариев: 0 | |